Что-то все последнее время стали кричать "ужас-ужас" по поводу ухудшающихся знаний современной молодежи вообще и незнания ими литературы в частности. Увязывая это с реформами образования, ЕГЭ, мизерной зарплатой и прочая.
И что-то вспомнились мне далекие 90-е, вернее, самое их начало. И наши уроки литературы.

.. преподавательница наша (запамятовал, как ее звали, пусть будет товарищ Н.), была ярой коммунисткой. И каждый старшеклассник знал - нет более верного способа сорвать урок, чем спросить что-нибудь про великого Сталина - или про демократию. Пламенный монолог на полчаса как минимум был обеспечен...
Литературу она сама не знала. Но так, как никто в классе предложенного по программе, естественно, не читал, первый год все у нас было хорошо. Она пересказывала (в свободное от панегриков коммунизму время) произведения, мы запоминали и пересказывали ее пересказ в сочинениях (на устные ответы времени не хватало), и все были довольны. Подозреваю, впрочем, что наши сочинения она даже не читала.
Самое веселое началось, когда в 7 классе к нам перевелась девочка-отличница из другой школы. Конфуз произошел на первом же уроке литературы, когда товарищ Н пересказывала сюжет очередного произведения. Кажется это была "Поднятая Целина". Впрочем, неважно.
Дождавшись паузы во вдохновенном монологе, посвященном проллетарской смерти одного из героев, новенькая подняла руку и, дождавшись разрешения, несмело сказала:
- Извините, но он же не умер. Это другого песонажа убили, а он жив остался...
... Самое веселое началось в старших классах. Всех конфузов я не помню (хотя их было много), а вот два - с моим непосредственным участием, каюсь - память сохранила.

Почему-то поэзия, которую полагалось читать по программе, мне категорически не нравилась. Особенно я ненавидела Пушкина и Некрасова (которых не люблю до сих пор). Поэтами серебряного века я заболела чуть позже, классе этак в 10 (ах, этот надрыв, эта готическая романтика, где между понятиями "любовь" и "тоска" стоит жирный знак равенства) а тогда из всех поэтов признавала только Егора Летова и Янку Дягилеву - или, на худой конец, Костю Кинчева.
И когда надо было рассказать о своем любимом поэте - рассказала о группе Гражданская Оборона и ее солисте. А, заодно, и обо всем панк-движении. Все закончилось скандалом и изгнанием меня из класса.
Но злобу я затаила. И когда мы проходили Маяковского, и надо было выучить стихотворение, я с чувством прочла летовское "Пуля-дура, учи меня жить".
Класс грохнул. Даже "приличные девочки" прекрасно знали авторство сего шедевра, поскольку на перемене я со смаком рассказала всему классу свой коварный замысел.
Товариш Н таким безобразным поведением была возмущена. А по поводу авторства стихотворения у нее не возникло и тени сомнений. И лишь после того, как и в журнале и в дневнике красовалось по пятерке, я, жмурясь от наслаждения, спросила:
- А вы знаете, кто автор этого стихотворения.
Занавес.

Вторая история случилась чуть позже, когда нам всем было лет по 15. Просматривая книг из списка внеклассного чтения, я нашла там "Декамерон".
А надо вам сказать, что мои родители хранили книги, не предназначенные для детского чтения, на самой вершней полке оргомной мебельной стенки - за сборниками отцовских книг по шахтерским делам. Но, естественно, я об этом знала и лазить туда стала рано - запретный плод сладок. Ничего особо крамольного там не было - некупированные сказки Афанасьева и "1001 ночи", Декамерон, маркиз Де Сад. Я уже в 10 лет прочла их все, кроме Де Сада - он у меня почему-то не пошел.)
И вот на ближайшей же перемене я объяснила одноклассникам (а девочек в классе у нас было то ли 5, то ли 7 человек из 31), какую занимательную книгу нам поставили в список.
Результат предсказуем. "Декамерон" прочли даже троечники. Более того, его рекомендовали друзьям и знакомым.
... а теперь закройте глаза и представьте, во что превратился урок внеклассного чтения в 10 "классе коррекции", когда каждый должен был пересказать отрывок из прочитанного произведения и объяснить, за что это произведение ему понравилось. При условии, что почти все выбрали "Декамерон"....

Вот такие вот пирожки с котятами. А вы говорите Фурсенко....