14.01.2013 в 10:39
Пишет  Даумантас:

очень неплохо сформулировано
Постоянный автор «Однако» Роман Носиков однажды написал: «Дело в том, что Россия – удивительная страна. Тут у нас всё почему-то превращается в противоположность своему имени.» Ну вот хотя бы само слово «Рашка» – вы можете представить себе украинского националиста, употребляющего слово «Хохляндия»? Или эстонского, называющего свою страну «Чухония»? Впрочем, это не главное.

Подражая Аврааму Болеславу Покою, я скажу, что русский национализм в качестве непременного атрибута включает в себя криптопатриотизм. Криптопатриотизм (возможно, не самый удачный термин, но у меня пока нет другого) – это любовь к вымышленному, реально не существующему и никогда не существовавшему отечеству.

Криптопатриотизм является непременным атрибутом национализма во многих странах не только на постсоветском пространстве. Но можно понять, например, украинских или эстонских криптопатриотов, у которых не было истории, которой они могли бы гордиться и которым приходится выдумывать миллионолетнюю историю древних укров или объявлять украинцами киевских князей. Но зачем следовать их примеру русским националистам, живущим в стране, имеющей по-настоящему великую историю, которую не нужно придумывать? На самом деле ответ на этот вопрос очень прост, и я сейчас его произнесу.

Дело в том, что реальная, невымышленная русская история – до отвращения антинациональна. Русский националист не может гордиться историей советского времени (со «Сралиным» и «ВОВкой»), потому что неотъемлемой частью советской идеологии был интернационализм. Он не может гордиться историей Российской Империи, возвышавшей всяких Берингов, Ганнибалов и прочую нерусь, да ещё и управлявшуюся, начиная с Екатерины Великой, людьми весьма сомнительной национальной принадлежности. История древней Руси тоже не выдерживает критики с точки зрения русского националиста и вообще она пошла не так, то есть не в том направлении, в каком хотелось бы русскому националисту, ещё тогда, когда Владимир Святой отказался от европейского выбора в пользу «фофудьи», ответив папскому легату: «отцы мои не принимали вашей веры, и я её не приму».

А то и раньше – со времён Рюрика. Нет, Рюрик, конечно, был «белый европеец», что очень хорошо в глазах русского националиста, но уж больно психологически дискомфортна норманнская теория... Остаются два пути: объявлять своим Отечеством либо дохристианскую Русь (для это приходится придумывать её тысячелетнюю историю и писать «Славяно-Арийские Веды»), либо Россию ненаступившего демократического будущего. Поскольку чтобы заниматься откровенными фальсификациями истории, нужно изрядное отсутствие самоуважения, многие выбирают второй путь – так появились на Руси национал-демократы.

Впрочем, приведённая мною цитата выражает собой тот аспект русского национализма, который много хуже любого криптопатриотизма.

Русский националист – удивительный зверёк, единственный в своём роде. В других странах националисты предъявляют территориальные претензии на Ивангород и Печоры и держатся зубами за совершенно антинационально населённый Крым – русские же националисты готовы отказаться от половины собственной страны. В других странах националисты хотят видеть свою страну великой – русские националисты иронизируют над словосочетанием «великая Рашка».

И вот оно – главное отличие русского национализма от национализма как такового. Это мания невеличия. Готовность продать величие своей страны за чечевичную похлёбку. Можно смеяться над строками «мы построим Украину от Карпат до Сахалина», но отечественные нацдемы с их «уютным европейским домиком» желают не строить, а разрушать то, что ещё осталось неразрушенным. Уткнуться рылом в корыто с отрубями и не видеть ничего вокруг.

А теперь скажите мне, положа руку на сердце – разве не именно этого хотят от нас враги нашей Родины? Чтобы мы отказались от каких-либо претензий на величие, исправно обслуживали трубу в обмен на стеклянные бусы и не мешали им строить однополярный мир?


Цинк.

URL записи