Регулярные стычки между белыми полицейскими и чернокожими жителями США в 60-х годах XX века привели к возникновению одной из самых жестоких экстремистских организаций в американской истории – Партии чёрных пантер (Black Panther Party).
Основателями группировки стали Хью Ньютон и Бобби Сил – жители калифорнийского Окленда. Будучи активными противниками дискриминации чернокожего населения, они требовали от белого правительства трудоустроить всех безработных, амнистировать всех заключённых, выдать всем жителям бесплатные медицинские страховки и главное – объявить капитализм вне закона.
«В истории есть только два человека, политические идеи которых являются правильными, - любил повторять Ньютон. – Это Карл Маркс и Мао Цзэдун. Как и наши идеологические наставники, мы желаем, чтобы все жители Америки были счастливы...»
Своими главными врагами «пантеры» считали полицейских, работников спецслужб и иммиграционных офицеров. «Наделённые властью белые расисты продолжают проталкивать в массы идеи рабства и геноцида чернокожего населения, - говорил Сил. – Каждый день мы ощущаем ненависть со стороны ирландцев, голландцев, англичан и итальянцев, которые совсем забыли, что это их предки оккупировали Америку».
Всего за один год «пантеры» собрали пять тысяч сторонников, а отделения партии открылись во всех крупных городах страны. Активнее всего туда шли бывшие заключённые, посаженные в тюрьму белыми полицейскими. «Партия социалистов постепенно превращалась в радикальную организацию, где коммунистические идеи сочетались с расистскими, - рассказывает историк Пол Бамелло. – Если в 1967 году «пантеры» выступали за братство и равенство, то уже двенадцать месяцев спустя они открыто призывали к массовым убийствам белых чиновников».
Про основателя и гуру «Черных пантер» Хьюи Перси Ньютона, погибшего в 83-м на улице при загадочных обстоятельствах, сегодня снимают кассовые фильмы. Его биография стоит того. Сын гетто, он дважды сидел в тюрьме за противодействие полиции (обвинение в убийстве полицейского в конце концов было снято), получил степень доктора философии (тема научной работы: «История репрессий в США»), скрывался на Кубе от преследований ФБР, ездил в Китай по приглашению проводивших там «культурную революцию» хунвейбинов и т.д. Его деятельность финансировали и публично поддерживали многие культовые музыканты, от Питера Тоша до Джона Леннона. Французскому драматургу Жану Жене из-за открытой дружбы с Ньютоном был запрещен въезд в США. Офисы «Черных пантер» постоянно подвергались обыскам и погромам, нередко перераставшим в перестрелки с полицией. Начиналось же всё с вооруженного патрулирования улиц гетто и со ставшего знаменитым плаката, придуманного Ньютоном: на фоне фото белого полицейского с карабином надпись: «У вас есть оружие, но и у нас есть оружие!» Социализм и даже «преодоление государства», по Ньютону, начнется в США с восстания «черной общины», находящейся в том же положении, что и описанный когда-то Марксом «пролетариат, которому нечего терять, кроме своего угнетения». Цепная реакция социальной мутации изменит «главную империалистическую страну» до неузнаваемости. Еще больше, впрочем, Ньютон рассчитывал на толчок извне, то есть на цепь антиимпериалистических революций в третьем мире по озвученному Че Геварой принципу: «Один — два — много Вьетнамов!»
В начале 80-х Ньютон уже утверждал, что революционная ситуация на Западе упущена, всеобщее восстание откладывается лет на тридцать и нужно временно перейти к более мирным и легальным формам самоорганизации. Начинавшие вместе с ним ветераны «Черных пантер», из тех, кто остался в живых, разошлись в разные стороны: одни выбрали радикальный ислам или баптизм, другие начали читать подпольный тогда рэп, самые последовательные основали полулегальный и контркультурный «маоистский интернационал», уже не делавший специфического акцента на исторической роли «черной общины»