К вопросу о городском фэнтези.
Небольшая компиляция на тему того, потомками каких анатуралов могут быть жители разных стран. По мотивам прочитанного фольклора. С цитатами там, где у меня есть источники под рукой. На полноту картины не претендую, добавления и уточнения приветствуются.
1.Тибет.
По древним легендам, тибетцы происходят от
царя обезьян и демоницыПо другой легенде, которая объясняет происхождение не мира, а только тибетского народа, тибетцы происходят от обезьяны и божества подземного мира и вод Лу. Эта легенда известна в ее поздней буддийской обработке: «Когда-то давно, в то необычайное время, когда был Тибет и не было тибетцев, божественные бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани сошлись вместе, чтобы выяснить, как продвигается великое дело спасения от страданий всех живых существ. Манджушри вспомнил о пустынной стране к северу от Гималаев, которую следовало бы заселить людьми и сделать в будущем главным оплотом великого учения Шакья-муни. Но где взять людей? Жители родины Шакьямуни не смогут жить в стране высоких, суровых гор и глубоких долин. И сказал Манджушри: „В Тибете нет людей, но есть демоны мужского и женского рода. От демонов рождаются только демоны. Если кто-то из нас станет обезьяной-самцом и будет жить с горной ведьмой, то это положит начало заселению Тибета". И вот милосердный и сострадательный Авалокитешвара, который был покровителем пустынной и незаселенной людьми Страны снегов, стал обезьяной-самцом по имени Даг Ринпо (Мужчина — Чудовище ущелья) и начал жить с горной ведьмой, которую звали Даг Ринмо (Женщина — Чудовище ущелья), у них было три сына и три дочери, от которых и произошли жители Тибета» [Кычанов, Савицкий, 1975, с. 199].
По другому варианту легенды, не сам Авалокитешвара принял облик обезьяны-самца, а послал в Тибет своего ученика-обезьяну. Обезьяна-самец, поселенная в Тибете для созерцания, стала царем обитавших там обезьян. Царь обезьян был красавцем, и в него влюбилась демоница гор и скал Лу — слово «лу» значит «кричать», «стонать», «жаловаться» — так сказано о демонице, которая предложила царю обезьян себя в жены. Будучи монахом, царь обезьян долго не соглашался, но демоница, одержимая страстью, стояла на своем:
О обезьяний царь! услышь меня, молю,
По силе злой судьбы Я бес, но я люблю...
И, страстью сожжена,
Теперь к тебе стремлюсь,
Со мной не ляжешь ты,
Я с демоном сольюсь
— По десять тысяч душ
Мы будем убивать,
Мы будем жрать тела,
И будем кровь лизать,
И породим детей,
Жестоких., словно мы,
Они войдут в Тибет,
И в царстве снежной тьмы
У этих бесов злых
Возникнут города,
И души всех людей
Пожрут они тогда!
Напуганный такой страстью, царь обезьян обратился к учителю. Авалокитешвара сказал: «Будь мужем горной ведьмы!» Одну за другой горная ведьма родила шесть обезьян. Через три года их потомки от браков с самками других обезьян так сильно размножились, что поели все плоды вокруг и стали голодать. Летом они страдали от дождей и солнца, зимой от снега и ветра. У них не было ни пищи, ни одежды. Царь обезьян обратился за помощью к Авалокитешваре:
И вот сижу в грязи
Средь сонмища детей,
Исполнен ядом плод,
Возникший из страстей..
. Источник доброты!
Ты должен научить,
Что надо делать мне,
Чтоб дети стали жить?
«Авалокитешвара бросил на землю Тибета зерна ячменя и пшеницы. Богатый урожай спас обезьян от голодной смерти. Их число росло, у них постепенно отпали хвосты, они лишились теплой шерсти на теле и стали мерзнуть. Это побудило их сделать себе одежды из листьев деревьев. Прошло какое-то время, и обезьяны стали людьми» 2. Скандинавия. В некоторых сказаниях есть упоминания о том, что предком героя был ребенок, рожденный от человека и великанши (или тролля).
3. Британские острова. Фэйри. В самых разных вариациях. От похищения феями, до подмены детей. Очень интересный момент всплыл в "Там Лине". Фактическая "плата" за право перехода в мир фей. Которая может осуществляться, в том числе, отдачей девственности с последующим рождением ребенка.
Насчет Мира Мертвых есть некоторые упоминания. Но не факт.
4. Славяне. Прежде всего, тотемные животные. Частый мотив сказок о том, как царь отдал одну дочь в жены Волку, другую Ворону, третью - Соколу или Орлу. Девицы-лебедицы и горлицы - туда же.
Затем - мертвые. Те самые три подземных царства, Медное, Серебряное и Золотое (золото - металл мертвых), откуда Иван добывает себе жену. Куда там грекам и Данте, Иван и из царства мертвых жену привезет (вместе со всем царством).