Ий иясе
Баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой.
Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.
читать дальше Ночью домовой обыкновенно чешет голову, иногда сеет решетом муку - хороший признак, сулящий богатство. Воет домовой не к добру - это означает приближение бедности. Можно слышать иногда, как домовой прядет лен, но самого его в это время не бывает видно. Домовой прядет только ту пряжу, которая остается на прялке неоконченной. Если кто-нибудь будет прясть после него, то непременно захворает, поэтому лучше всего не оставлять пряжу, или уж, если надо оставить, перекинуть ее спереди назад на прялку. Тогда домовой прясть не будет.
При хороших отношениях с людьми домовой бывает благодушным, заботливым хозяином. Полезно его иногда умилостивлять. Чтобы умилостивить домового, глава семьи должен давать милостыню, носящую название “якшамбе садакасы”.
Когда домовой гневается, а хозяин ничем не пытается угодить ему, с живущими в доме могут происходить разные несчастья, появляться чесотка, чирьи и другие болезни. Случается и падеж скота, хотя виновником его становится скорее другое существо, Абзар иясе. Домовой же бывает занят только животными, обитающими в самом доме, например, кошкой.
Не любит домовой, когда ему перечат. Скажем, он имеет обыкновение заплетать волосы на голове, бороду не только себе, но и живущим в доме людям. Не стоит их расплетать, пока сами не расплетутся. Если же не дождешься, расплетешь или, еще хуже, отрежешь, то непременно умрешь или сделаешься уродом каким, или приключится другое несчастье.
Когда часть семейства выделяется для жительства в новый дом, необходимо соблюсти по отношению к домовому некоторые обряды, умилостивить его или как бы попрощаться. Тогда жизнь в новом доме будет спокойной и благополучной.
Вот что делает для этого сын, отделяющийся от отца. В полночь он приходит с хлебом в дом родителей, конечно, предварительно договорившись с ними, и спускается в подполье. Там он, зажегши три свечи, берет горстку земли, уносит ее домой и высыпает в подполье нового дома. При этом следует наблюдать, чтобы на пути никто не встретился. Если встретится кто-нибудь, проку от этого обряда не будет. Снова надо брать землю из подполья, чтобы жизнь в новом доме была спокойной и счастливой.
* * *
Когда человек купается или нечаянно падает в воду в глубоком месте, Су бабасы уносит его, и тот погибает. Поэтому, когда утонет человек, обыкновенно говорят; водяной дед или водяной хозяин взял.
Существенной разницей между Су бабасы и Су иясе, кроме возраста, является и то, что водяной дед серьезнее в своих действиях. Он не поднимает напрасно бури и не причиняет людям вреда беспричинно. Но если гневается, может вызвать бурю и утопить людей, прорвать плотину на мельнице, наслать на людей болезни. Когда на теле человека появляются водянистые пузыри, эту болезнь всегда приписывают водяному, Су бабасы либо Су иясе.
Чтобы умилостивить Су бабасы, смешивают горсть крупы с солью и бросают в реку или в пруд, и болезнь проходит. Иной раз при появлении болячек на теле завертывают в тряпицу одну полбенную крупу без соли и пускают по воде со словами: “Иди туда, откуда пришел, отдай хозяину”. Болезнь проходит и в этом случае. А обряд этот называется приношение соли и крупы.
Умилостивляют водяного и в том случае, если приходится пить или брать воду из реки впервые. Женщины выдергивают из головы волос и бросают в воду, мужчины расстаются с волосом из бороды.Это - плата водяному за воду.
Когда человек купается или нечаянно падает в воду в глубоком месте, Су бабасы уносит его, и тот погибает. Поэтому, когда утонет человек, обыкновенно говорят; водяной дед или водяной хозяин взял.
Существенной разницей между Су бабасы и Су иясе, кроме возраста, является и то, что водяной дед серьезнее в своих действиях. Он не поднимает напрасно бури и не причиняет людям вреда беспричинно. Но если гневается, может вызвать бурю и утопить людей, прорвать плотину на мельнице, наслать на людей болезни. Когда на теле человека появляются водянистые пузыри, эту болезнь всегда приписывают водяному, Су бабасы либо Су иясе.
Чтобы умилостивить Су бабасы, смешивают горсть крупы с солью и бросают в реку или в пруд, и болезнь проходит. Иной раз при появлении болячек на теле завертывают в тряпицу одну полбенную крупу без соли и пускают по воде со словами: “Иди туда, откуда пришел, отдай хозяину”. Болезнь проходит и в этом случае. А обряд этот называется приношение соли и крупы.
Умилостивляют водяного и в том случае, если приходится пить или брать воду из реки впервые. Женщины выдергивают из головы волос и бросают в воду, мужчины расстаются с волосом из бороды.Это - плата водяному за воду.